23:52, 04 октября (Вт)

Местное время. Воскресенье: низкий уровень воды в Енисее осложнил грузовую навигацию

Самая полноводная река России стремительно пересыхает. Из-за этого пассажирские рейсы из Красноярска на север пришлось отменить, а грузовые суда отправляют в Дудинку с большим недогрузом. Сейчас основную нагрузку в обеспечении северного завоза взял на себя Лесосибирский порт. Низкая вода создаёт нешуточные проблемы, экономические потери ещё только предстоит подсчитать.

На Енисее впору сушить вёсла: самая полноводная река Сибири стремительно пересыхает. По оценкам синоптиков, такого здесь не случалось с 1936 года. Экологи утверждают: признаки грядущей засухи были видны ещё зимой, она выдалась на удивление малоснежной. С приходом тепла уровень воды в черте города снизился до 125 см, а это на треть меньше обычного. Уровни и в Красноярском и в Саяно-Шушенском водохранилищах находятся ниже отметок, зафиксированных за последние 30 лет. Все гидроузлы переведены в режим экономии. Поэтому грузовая навигация из Красноярска сильно осложнена — воды очень мало, для крупных судов Казачинский порог стал непреодолимым препятствием.

Владимир Бурдуков, капитан теплохода «Николай Ефремов»: «Воды действительно мало, в связи с тем, что ГЭС сбрасывает мало воды. Тяжело, потому что теплоход большой, тяжёлый, все большие ушли вниз. Все берега, все отмели сейчас обнажились».

Сейчас основную работу в перевалке грузов взял на себя Лесосибирский порт. Низкая вода создаёт проблему только до слияния Енисея с Ангарой, ниже по течению транспортная артерия остаётся судоходной — выручает каскад Ангарских ГЭС. Грузы доставляются сюда либо железной дорогой, либо автотранспортом, либо небольшими судами — только они сейчас способны дойти до Красноярска.

Сергей Спирин, начальник грузового района Лесосибирского порта: «По сравнению с прошлыми годами июль-август и так были жаркими месяцами, а в этом году они просто кипяток. Появились и новые грузы, допустим, буровые установки мы отправляем на север. Это тоже началось с прошлого года, но мы в том году только начинали, там был совсем небольшой объём — несколько десятков машин, а в этом году их уже почти 500».

В Лесосибирском порту сейчас аврал — докеры работают круглосуточно, пришлось даже переводить для погрузочных работ людей из других подразделений. Тем не менее, справляться с потоком удаётся. С этой точки очень хорошо видно, насколько Лесосибирский порт забит грузовыми судами. Те, что выстроились на рейде, уже загрузились и готовы отправиться вниз по Енисею. А эти, у причальной стенки, загружаются и готовятся к грядущему рейсу.

Крановщик Михаил Зинченко работает здесь полтора десятка лет, но такого ему видеть ещё не приходилось. Отдыхать некогда — грузы идут в Лесосибирск без остановки. Даже на перекур времени не остаётся.

Михаил Зинченко, крановщик: «Работы прибавилось. В навигацию и так работы много. Но сейчас дополнительные грузы, так что напряжёнка. Но ничего, работаем».

Сейчас задача — не сорвать северный завоз. За короткое сибирское лето на север по Енисею  доставляется всё, что нужно для нормальной жизни. К тому же в Норильске идёт реновация, для которой требуется огромное количество строительных и других материалов. Ждут своих грузов компании, реализующие на севере инвестиционные проекты. Часть доставляется Северному морскому пути. Но перед речниками в этом году стоят небывалые задачи: запланированный объём грузов больше, чем в прошлые годы. Всего в навигацию-2022 пароходство планирует перевезти более 3 миллионов тонн грузов. В Енисейском речном пароходстве утверждают: ни одна тонна груза в Красноярске не останется.

Ольга Ксанф, генеральный директор Енисейского речного пароходства: «Работы не останавливаем, мы были подготовлены к этому мероприятию, предупреждены. Уровни воды снизились 6 июля, мы об этом знали за несколько дней. Конечно, мы перестроили свою работу, свои планы по навигации. Мы вывели из Красноярска весь тяжёлый флот».

Пассажиры и туристы тоже больше не смогут из Красноярска прямиком путешествовать по воде на север: с июля и до начала августа все рейсы теплоходов из краевого центра отменены. Тяжёлые и габаритные «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» могут дойти только до Енисейска. В Пассажирречтрансе терпят убытки и надеются, что уровень воды поднимется.

Иван Шевченко, генеральный директор Пассажирречтранса: «Пока письмом ограничение до 5 августа. Потом уже будет решаться — или продлять ограничения попусков или увеличение попусков из Красноярской ГЭС».

Тем не менее, прогнозы пока малоутешительные: накануне в Енисейском бассейновом водном управлении сообщили, что сейчас в Енисей поступает только 50% воды от нормы. Это означает, что по крайней мере в ближайшие 10 дней ситуация не изменится и навигация будет продолжаться в тяжёлых условиях.

Дмитрий Бызов

Коротко Сегодня
Коротко 3 октября 2022