17:20, 20 сентября (Вс)

Трассу Норильск-Алыкель защитят от снежных заносов

Дорога из Норильска в аэропорт Алыкель зимой может стать незабываемым приключением. В метель здесь не проехать. Движение парализует из-за плохой видимости и снега. Сугробы образуются прямо на проезжей части, техника не успевает их убирать. ГИБДД перекрывает трассу. В блокаде оказываются аэропорт, жилой район Кайеркан и металлургический завод. Изоляция может длиться часами и даже сутками.

К решению этой проблемы на днях подключились учёные Сибирского федерального университета. По договору с администрацией и Агентством развития Норильска они проведут изыскания и предложат снегозащитные сооружения для этой дороги. За основу возьмут старые добрые «щиты Потапова» — изобретение инженера, отбывавшего срок в Норильлаге в 40-х годах. Упрощённо принцип их действия в том, чтобы создавать мощный сквозняк.

«Стукается в эти щиты, но пройти может только под ними. Весь этот объём пытается пролезть в небольшую дырочку снизу и скорость ветра многократно усиливается. Ветер в этом случае достигал таких значений, что с дорожного полотна выносило не только снег, но и примёрзший щебень», — пояснил директор института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов.

Учёные будут изучать и климат, и особенности рельефа. Сделают 3D- модели заметаемых участков. Проведут десятки опытов. После чего для каждого отрезка предложат свой вариант щита.

Остатки щитов, построенных в прошлом веке, до сих пор стоят вдоль трассы Норильск-Алыкель. Но зачастую отделены от неё проложенным позже трубопроводом. Состояние этих частоколов оставляет желать лучшего. Щиты Потапова сегодня — это скорее памятник, чем функциональное сооружение. Строились они десятилетия назад. С тех пор изменилась роза ветров. Да и материал местами пришёл в негодность. В последние лет 15 ремонтом и восстановлением щитов никто не занимается.

Сегодня заполярный город решил снова всерьёз заняться снегоборьбой на самой проблемной дороге. Длина её около 40 километров, а общая протяжённость заметаемых участков в 8 раз меньше. Впрочем, к каждому из них подход будет индивидуальный. Работа над проектом продлится полтора года. Сами новые сооружения появятся не раньше 2022-го.

Анна Переверзева