Турция или российский «сан-кур»?

Удивительно, но возобновление год назад рейсов в Турцию не слишком отразилось на внутреннем российском туризме. Нынешним летом сохраняется интерес к отечественным курортам, в том числе и к сибирским. В последние годы сформировалась аудитория сознательных приверженцев оздоровительного отдыха, объясняют участники рынка. Причем, эта аудитория заметно молодеет.

Ограничения на продажу туров в Турцию были отменены 30 июня 2016 года. Эта мера существенно подстегнула выездной туризм, но, как выяснилось, внимание россиян к внутренним направлениям при этом фактически не сократилось. В аналитике Ассоциации туроператоров России (АТОР) говорится, что в мае 2017 г. варианты отдыха «в России» в Яндексе искали 103 тысячи раз. По сравнению с маем 2016 года число запросов на туры по России снизилось только на 1,4%.

Сами туроператоры оценивают спрос на внутренний туризм вполне позитивно: 60% компаний, обследованных Росстатом в I квартале, утверждают, что спрос сохраняется либо растет. Да и объемы российских санаторно-курортных услуг в текущем году не дают повода для пессимизма. По данным Росстата, с января по май они составили 37, 222 млрд. руб., что на 1,5% больше показателя за аналогичный период прошлого года.

«Санаторно-курортные услуги в России продолжают развиваться, хотя и не так бурно, как в прошлом году, — рассказал генеральный директор санатория «Родник Алтая» (Белокуриха) Андрей Петухов. – Я бы не стал связывать живой спрос на внутренний оздоровительный туризм напрямую с санкциями или колебаниями валютных курсов. Просто в последние лет семь сформировалась устойчивая аудитория санаторного отдыха: она осознанно выбирает профилактические и восстановительные медицинские технологии. Заполняемость санатория по итогам 2016 года составила 90%, за три года число отдыхающих возросло почти в полтора раза».

Проведенное в мае этого года исследование планов на отдых жителей крупных городов Сибири выявил рост позитивных настроений*.

  • Доля тех, кто не планирует ездить в отпуск в ближайший год, снизилась до 21% (в 2015 г. таких «пассивных» респондентов было 25%, а в 2016 г. — 24%).
  • В намерениях 14% опрошенных заграница в этом году сменилась отдыхом в России.
  • Любопытно, что несколько уменьшилась доля тех, кто собрался провести отпуск на юге России. При этом доля тех, кто планирует отдыхать в Сибири, практически не изменилась и в 2017 году составляет 52%.

Уровень вовлеченности в оздоровительный туризм на протяжении последних трех лет стабилен – это пятая часть опрошенных. Причем, лояльные к отдыху с оздоровлением больше других ориентированы на отпуск в Сибири.

Вопреки расхожему мнению, что санатории предпочитают пожилые и нездоровые люди, аудитория оздоровительных учреждений стремительно молодеет. Например, обобщенный портрет гостя «Родника Алтая» — это горожанин 28–40 лет, топ-менеджер, владелец бизнеса или востребованный специалист, житель региональной столицы (Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск) или крупного областного центра. Статистика санатория вполне соответствует общероссийским данным: среди приверженцев лечебного отдыха высока совокупная доля руководителей и специалистов (65%). Как правило, у этих людей есть опыт отдыха на зарубежных курортах, они взыскательны к сервису, и выбор делают совершенно осознанно. А, возможно, и прагматично: ведь профилактика заболеваний обычно дешевле лечения.

  

Наибольшая доля респондентов (44%) в 2017 г. планирует только одну поездку, а четверть опрошенных — две поездки. Еще одна тенденция, которую выявило исследование — все меньшее число отпускников намерено сократить время отдыха. «Это логично! – отмечает Андрей Петухов. – К людям приходит понимание, что восстановление сил, укрепление иммунитета и получение нужного заряда на новые свершения требует времени». В прошлом году, по данным исследовательской компании BusinesStat, среднее количество дней пребывания в российских санаториях составляет 11,1 дней. Но с 2015 г. наблюдается рост этого показателя, который по прогнозу будет продолжаться и в 2018 г.

Новым туристическим трендом становится выбор в пользу семейного отдыха. По оценкам Андрея Петухова сильно сократилась доля тех, кто готов отправиться в отпуск в одиночестве – с 16% до 7%. Поездки в одиночку замещаются поездками с семьей и родственниками (рост с 9% до 14%), что более экономично по затратам на одного человека.

«Клиенты действительно все чаще ориентируются на семейный отдых, нередко приезжают с детьми, — продолжает генеральный директор «Родника Алтая». — В прошлом году каждый пятый наш гость был моложе 14-ти лет. Для юной аудитории мы разработали специальные лечебные программы и развлекательные мероприятия, особое детское меню. Теперь есть и отдельный бассейн для самых маленьких. Получается, что для семьи санаторий может обеспечить отличный совместный досуг».

Участники рынка уверены, что спрос на услуги будет только крепнуть. В российской курортной отрасли сохранилась уникальная база профилактической и восстановительной медицины, считают они. Поэтому курортный сектор будет неизбежно притягивать потребителей, которые ориентируются на ценности здорового образа жизни. «Но на постоянный и растущий спрос смогут рассчитывать только санаторные комплексы с налаженным современным сервисом, — убежден Андрей Петухов. – Клиенты, довольные обслуживанием, нередко возвращаются». В «Роднике Алтая» в апреле-мае количество повторных посетителей доходило до 35%.

Очевидно, что качественные лечебные технологии в сочетании с высоким уровнем сервиса не могут быть дешевыми. Потому закономерно, что поклонники оздоровительного отдыха преимущественно высоко оценивают свой доход.

«Туризм – это отрасль, которая, пожалуй, наиболее бурно развивается в XXI веке! – констатирует Андрей Петухов. – Люди путешествуют, релаксируют, открывают мир и познают себя. Возможности таковы, что и выбрать, и оплатить путёвку можно из дома или офиса. Сокращаются расстояния, и лечебный туризм уже перешагнул границы государств. Кто-то едет в Израиль или Корею, а кто-то — к нам. Например, у нас уже достаточно ощутимый поток из Казахстана. Бывают гости из бывших союзных республик и из дальнего зарубежья.

Мы оптимистично смотрим в будущее, но понимаем, что выигрывать конкуренцию можно лишь постоянно развивая все составляющие качественного курортного отдыха: оздоровление, сервис, комфортный досуг. Думаю, у нас получается. И это вовсе не предел! Есть ли у нас возможность привлечь клиентов Карловых вар, Марианских Лазней или Виши? Почему бы и нет!»

*Исследование проводилось Центром маркетинговых исследований «ИнфоСкан»

Выпуск Вести. Красноярск от 18.11.17 19:00

Следующий выпуск «Местное время. Вести. Красноярск» на канале «Россия 24» через 8 часов 6 минут, в 19:00