Стала известна дата премьеры исторической драмы "ГРОЗНЫЙ"

23 ноября в 21:20 на телеканале «Россия» – премьера грандиозной исторической драмы «Грозный». На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного. Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – всё это перенесёт зрителя в XVI век – период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.

Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный» – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души.

СИНОПСИС

1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван Грозный, решив, что его царству пришёл конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает своё раннее сиротство, унижения от опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может уйти и от воспоминаний о жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни, любовь, осветившую первые годы его царствования… Вокруг молодого Ивана IV – верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал новое войско, установил новый закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним любимая жена, а бывшие верные советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. И теперь слухи о его жестокости и буйном нраве становятся правдой, и эти перемены в характере царя меняют историю. На Русь надвигаются враги – сумеет ли страна выстоять?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина Жукова, продюсер: «О Грозном, с одной стороны, все всё знают, с другой – никто ничего. Для одних он ангел, для других – черт с рогами. И то, и другое неверно. Поэтому мы сделали сериал, который состоит из двух частей: первая часть – его молодость и светлый период жизни, в том числе и для страны. Он был полон замечательных идей, многие из которых воплотил в жизнь: судебник, реформа армии, административная реформа. А вторая часть жизни, конечно, во мраке. Мы рассказываем о причинах этого мрака. Но и в этот период были большие достижения: победа русского оружия в битве при Молодях, которая по своему значению не уступает Куликовской битве или битве за Сталинград. Это было сражение за независимость нашей страны, где мы победили самым неожиданным для врага образом: крымский хан шел по Руси в полной уверенности, что возьмет Москву. Когда писался сценарий и мы думали, как подступиться к этой фигуре, то решили, что постараемся уйти от любых оценок. У нас, конечно, не документальное кино, но все же мы идем за историческими источниками. А зритель, надеемся, сделает для себя какие-то выводы и открытия».

Алексей Андрианов, режиссёр-постановщик: «Хотя все три фильма цикла “История любви. История России” связаны сюжетно, они совершенно разные, потому что все три личности – София Палеолог, Борис Годунов и Грозный – разные абсолютно. О Софии мы снимали больше сказку, по которой зрители соскучились, Годунов – это история Остапа Бендера, человека, который из низов поднялся и стал царем, что возможно было только в нашей стране. А вот история Грозного – это тяжелая психологическая драма, совсем не легкое кино. Для многих зрителей фильм станет не совсем стандартным с точки зрения того, что они ожидают. Мало кто задумывается о его роли в истории страны. Грозный очень многое сделал для государства, но мы в фильме больше рассказываем про человека, его внутренний мир. Это одна из сложнейших личностей в истории. Он был первым русским царём, то есть шёл по пути, который ещё никто не проходил».

Анастасия Эсадзе, художник по гриму: «У нас в фильме столько возрастных гримов и сложной пластики, что этот проект по объему и сложности грима можно считать уникальным для российского телевидения. Уходить совсем в портретный грим и воплощать черты со старинных гравюр мы не хотели. Актеру надо максимально оставить его живое лицо, потому что под гримом он может потерять часть индивидуальности. Конечно, можно делать исторично – красить лица мелом, щёки свёклой, чернить брови и зубы. Но в фильме речь не о том, как красили лица 400 лет назад! Не хотелось, чтобы антураж отвлекал внимание от главного – от истории человека. Не просто исторического персонажа, а человека, который страдал и мучился, убивал и ненавидел, был не уверен в себе и в окружающих людях. Показать Грозного во всей сложности и многогранности – вот задача, которую решал каждый из нас».

Сергей Маковецкий, актёр: «Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, “лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу”. Он прекрасно понимал, что совершает великий грех, и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Ну кто из нас, обывателей, не скажет себе самому: “зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу”? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет. Другой вопрос, что он не может в себе это преодолеть. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена… А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: “Об одном молю – чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей”. Вот такая у него основная молитва к Господу, не о здравии своем собственном. Я даже не претендую на то, чтобы сотворить Иоанна Васильевича. Но, может быть, хоть на какую-то йоту приближусь к пониманию, что его мучило, к масштабу этой личности».

Александр Яценко, актёр: «Это у меня уже второй царь, я ведь уже играл Петра III в “Екатерине”. Только тот был веселый, а этот грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают. Мне не страшен Иван IV, он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко какой-то властью обладать. Это, наверное, самое тяжёлое, что может быть. Я, может быть, хотел бы сняться в фильме, где сыграл абсолютно счастливого монарха, который был бы при власти, и народ был бы довольным, и он сам жил бы в любви и счастье. Но такое невозможно. Поэтому у нас все по-настоящему: власть – тяжёлая ноша».

Татьяна Лялина, актриса: «Мы с режиссёром решили уйти от образа жертвы и невинной овечки и сделать Анастасию более сложной. Я читала много литературы перед съёмками. Решила, что нужно всё прочесть, а потом обо всём забыть, взять за основу сценарий и уже выстраивать свою историю. Для меня это, в первую очередь, художественное произведение, а не учебник по истории. Наша задача – показать, что все исторические лица были живыми людьми с реальными проблемами. С Анастасией Грозный познакомился ещё в детстве, а через годы, когда пришло время найти себе невесту, он выбрал ее. Конечно, это история большой любви, которую у них отняли, и неизвестно, как сложилась бы история страны, если бы не смерть Анастасии. Это действительно была трагедия для Грозного, и на протяжении всего сценария Грозный в лице Сергея Васильевича Маковецкого всегда возвращается мыслями к своей Насте».

Долгожданная премьера исторической драмы «Грозный» состоится на телеканале «Россия» 23 ноября в 21:20.

Больше информации на: http://smotrim.ru/groznyi

Коротко Сегодня
Коротко 28 ноября 2021